Познавательные статьи

Дайвинг на затонувших кораблях: руководство для дайвера

Дайвинг на затонувших кораблях руководство для дайвера

Нырнуть на затонувший корабль — значит совершить путешествие в прошлое. Эти загадочные реликвии прошлого, устроившиеся в своих водных могилах, можно найти на дне океанов, озер и рек во всех уголках мира. Нашли ли они свою судьбу в результате боевых действий или несчастных случаев во время войны или были потоплены преднамеренно, спуск на затонувший корабль может быть занятием, вызывающим выброс адреналина.

Затонувшие обломки могут включать практически все, что когда-то плавало или летало. Вы можете найти военные корабли — от массивных авианосцев до подводных лодок, бывшие роскошные круизные лайнеры, коммерческие рабочие суда, такие как буксиры, рыбацкие лодки и сборщики водорослей, а также частные суда, такие как моторные яхты и парусники. Вы также можете найти самолеты, разрушенные исследовательские платформы и даже пару автомобилей. Они располагаются на разной глубине, как в прозрачной теплой воде, так и в зеленой холодной воде. Некоторые из них практически не повреждены, другие представляют собой лишь остатки былой славы, но все они являются дразнящими приманками для любого жаждущего приключений дайвера.

Зачем нырять на затонувшие объекты

Причины, по которым дайверы ищут затонувшие корабли, вероятно, столь же разнообразны, как и сами дайверы. Некоторые здесь просто для того, чтобы осмотреть достопримечательности, искатели чего-то нового, на что можно посмотреть за стенами, рифами и коралловыми выступами, с которыми они обычно сталкиваются на глубине. Другие относятся к этому немного серьезнее.

Для этих дайверов погружение на затонувшие корабли продиктовано стремлением к науке, любовью к истории или соблазном потенциальных сокровищ, и все это приправлено чувством исследования и открытий. Совершить круиз по суперструктуре военного корабля военно-морского флота; подняться на капитанский мостик и взяться за штурвал; проплыть по камбузу, усеянному брошенными чашками и тарелками; заглянуть в машинное отделение, где когда–то качались поршни массивных машин – это перенесет вас в прошлое эпоха. Это загадка и история, жуткая, но потрясающая, и все это собрано в одном захватывающем опыте.

Правила дайвинга на затонувших объектах

У каждого ныряльщика, спустившегося на затонувший корабль, должно быть, когда-нибудь возникала мечта найти затонувшее сокровище или, возможно, какой-нибудь бесценный артефакт. Однако на самом деле, даже если вы найдете что-то ценное на затонувшем корабле, скорее всего, вы не сможете это сохранить. Даже если то, что вы находите, не имеет очевидной денежной ценности — например, латунный иллюминатор, корабельный колокол или даже тарелки и чашки — существует множество законов, защищающих затонувшие корабли от искателей сокровищ. Например, в штате Калифорния любое затонувшее судно старше 50 лет принадлежит штату и, следовательно, любые извлеченные из него предметы могут быть конфискованы властями штата. Подобные правила есть во многих других штатах.

Некоторые ныряльщики на затонувшие объекты будут утверждать, что эти законы имеют большой смысл, что они помогают сохранить целостность исторически значимых дайв-сайтов для ныряльщиков завтрашнего дня. Другие будут утверждать, что артефакты, оставленные нетронутыми, в конечном итоге распадутся и, следовательно, никому не принесут пользы. Где бы вы ни остановились на этом предмете, исходя из действующих законов, в США, а также во многих других регионах мира, лучший способ действий может состоять в том, чтобы «наслаждаться посещением, но делать только фотографии».

Если вы ныряете к затонувшим кораблям с коммерческого дайв-бота, шкипер или дайв-мастер ознакомит вас с правилами и расскажет вам обо всех ограничениях, которые могут применяться при посещении затонувших кораблей. Если вы ныряете с частного судна, прежде чем нырнуть в воду, убедитесь, что вы выполнили домашнее задание. Узнайте, существуют ли какие-либо законы, касающиеся крушения, которое вы собираетесь посетить, и следуйте им. Невыполнение этого требования может привести к штрафам и конфискации вашего снаряжения для дайвинга.

Виды затонувших кораблей

Погружения на затонувшие объекты делятся на три основные категории: без проникновения, с ограниченным проникновением и с полным проникновением.

Погружения без проникновения на затонувшие объекты

Самый простой и наименее опасный тип погружения к затонувшим кораблям – это погружение без проникновения. При этом типе погружения к затонувшему объекту вы никогда не входите в затонувший корабль; скорее, вы плаваете вокруг и над ним. Могут быть иллюминаторы или окна, в которые можно заглянуть, надстройка, над которой можно парить, или крыло самолета, на котором можно сесть, но на самом деле вы никогда не заходите внутрь. Эти затонувшие корабли могут быть очень интересными для посещения, и они предлагают отличное знакомство с подводным плаванием на затонувших кораблях как с особым видом спорта.

Если у вас есть навыки погружения и достаточный опыт подводного плавания, чтобы чувствовать себя комфортно на той глубине, на которой находится затонувший корабль, вы должны быть в состоянии погрузиться на затонувший корабль без какого-либо специального оборудования или обучения, кроме сертификата для открытой воды.

Дайвинг с ограниченным проникновением

Погружение к затонувшим кораблям с ограниченным проникновением позволяет вам войти в определенные области затонувшего корабля, оставаясь в «световой зоне» — в тех областях, которые освещены окружающим светом, а выходы всегда видны. Многие затонувшие корабли с ограниченным проникновением были намеренно затоплены, чтобы служить как местами для дайвинга, так и искусственными рифами. Из-за этого они были «подготовлены» для дайвинга, а это означает, что перед затоплением они прошли тщательную очистку, чтобы избавиться от опасностей окружающей среды. Они также были лишены потенциально опасного оборудования, двери и люки были удалены, а в корпусе были прорезаны отверстия, чтобы обеспечить максимальный доступ и дополнительный свет.

Для этого типа дайвинга вам обычно не нужно специальное снаряжение, кроме некоторых аксессуаров, ориентированных на погружение на затонувшие объекты. Однако, заходя внутрь затонувшего обломка, даже немного, вы подвергаете себя воздействию внутренней структуры обломков, что может увеличить вероятность запутывания в таких вещах, как ослабленные кабели или зацепление за острые края. Что еще более важно, вход внутрь означает, что вы будете нырять над головой. Следовательно, погружение с ограниченным проникновением к затонувшим кораблям требует большего опыта погружений, уверенного уровня комфорта на глубине и лучших навыков погружения, поэтому настоятельно рекомендуется пройти курс погружения к затонувшим кораблям.

Полное погружение на затонувший объект

Погружение с полным проникновением к затонувшим кораблям, также называемое продвинутым погружением к затонувшим кораблям, позволяет вам проникнуть глубоко внутрь затонувших кораблей далеко за пределы «световой зоны». Прибавьте к этому тот факт, что многие затонувшие корабли с полным проникновением находятся на экстремальных глубинах и что они не были подготовлены для обеспечения безопасности, и фактор риска значительно возрастет. Это самое серьезное погружение на затонувшие объекты. Это считается полноценным техническим дайвингом, требующим специального оборудования, большого количества резервных копий, продвинутых навигационных навыков, глубоких знаний о газовых смесях, огромного опыта глубоководных погружений и интенсивной специализированной подготовки.

Опасности дайвинга на затонувших кораблях

Дайвинг на затонувших кораблях сопряжен с рисками, которых вы обычно не встретите в других видах дайвинга. Во время плавания вокруг надстроек или вдоль захламленной палубы вы всегда должны следить за тем, чтобы не запутаться в брошенных рыболовных сетях или леске. Обломки, которые находились на дне в течение длительного периода времени, также начинают разрушаться, и их части отламываются, образуя неровные края, которые могут зацепить часть снаряжения или порезать ногу вашего гидрокостюма.

Когда вы переходите к погружению с полным проникновением, появляется ряд дополнительных опасностей, от чего-то столь же простого (но серьезного), как удар головой о потолочную балку в условиях низкой освещенности, до потери пути в лабиринте коридоров и застрять, пытаясь преодолеть узкий проход, из-за нехватки воздуха. Некоторые затонувшие корабли заполнены илом или грязью, которые можно на удивление легко взболтать, разрушив ту небольшую видимость, которая у вас может быть, и создав серьезные проблемы в поддержании вашей ориентации.

Лучший способ смягчить опасность погружения на затонувшие объекты — это быть готовым, и вы добьетесь этого, если будете должным образом экипированы, чрезвычайно хорошо обучены и проведете много времени под водой, чтобы убедиться, что вам комфортно в воде и вы уверены в своих навыках погружения.

Оборудование для дайвинга на затонувших кораблях

Для большинства погружений без проникновения на затонувшие объекты вам не потребуется ничего, кроме стандартного снаряжения для любительского дайвинга. Однако погружения с ограниченным проникновением и погружения с полным проникновением требуют дополнительного оборудования. Ниже приведены некоторые примеры снаряжения, предназначенного для увеличения запаса прочности при погружении на затонувшие объекты.

Резервная воздушная система (RAS)

Резервная воздушная система (RAS), также называемая аварийной системой, представляет собой полностью отдельную и независимую дыхательную установку, предназначенную для обеспечения вас аварийным источником воздуха в случае неисправности или истощения основного источника воздуха. Устройства RAS бывают разных размеров: от компактного Spare Air до бутылочки для пони со специальным регулятором. Тот, который вы выберете, будет зависеть от того, насколько глубоко вы планируете идти и сколько дополнительного оборудования вы хотите нести.

Подводный свет

Подводные фонари варьируются от мощных канистровых светодиодных фонарей до ручных фонарей среднего размера и компактных карманных фонарей. Многие дайверы возьмут с собой хотя бы по одному из них. На самом деле дайверам с проникновением обычно рекомендуется носить с собой три фонаря — основной фонарь и два запасных. Рассмотрим фонарь с отрицательной плавучестью, который не уплывет, если вы его поставите, оснащенный защитным кожухом для защиты осветительной головки от повреждений и снабженный страховочным ремешком на запястье.

Нож для дайвинга

Хороший нож для дайвинга может иметь решающее значение, если вы запутаетесь в веревках, снастях, сетях или лесках. Ножи с коротким лезвием, стропорезы и прочные ножницы — все это хороший выбор. Зазубренные кромки отлично подходят для пропилов и защелкивания лески из моноволокна, в то время как лезвия с гладкими краями, как правило, более эффективно прорезают грубые материалы. Наличие нескольких инструментов под рукой — хорошая идея для любого сценария погружения на затонувшие объекты.

Катушка для дайвинга на затонувших кораблях

Наличие какой-либо катушки в вашем комплекте для дайвинга — хорошая идея для дайвера-любителя и важный инструмент для ныряльщика затонувших кораблей. Сверхмощные катушки, которые вмещают большое количество лески, позволяют вам прокладывать ориентир, когда вы пробираетесь глубоко внутри затонувшего корабля. Это гарантирует, что вы сможете снова найти выход, независимо от видимости.

Подъемная сумка или буй для обозначения поверхности

Поверхностный маркерный буй (SMB) позволяет отмечать местонахождение обломков или идентифицировать конкретную часть обломков, что может сэкономить время поиска при возвращении после интервала нахождения на поверхности. И если вы можете — и вам разрешено — извлекать артефакты из затонувшего корабля, имея под рукой подъемную сумку, вам будет намного легче поднять этот тяжелый латунный иллюминатор или штурвал корабля обратно на поверхность.

Специализированное снаряжение для продвинутого погружения на затонувшие объекты

Для дайвинга с полным проникновением требуется снаряжение, обеспечивающее максимальную производительность и надежность. Поскольку многие затонувшие корабли находятся на большой глубине, высокопроизводительные регуляторы, такие как Leg3nd Elite Aqualung, которые созданы для безупречного дыхания на самых больших глубинах и в самых неблагоприятных условиях, являются обязательными предметами в сумке для снаряжения дайвера. Регуляторы, повышающие универсальность, такие как MK25 EVO/G260, позволяют изменять конфигурацию шланга низкого давления с обеих сторон корпуса второй ступени, чтобы приспособиться к различным установкам, обеспечивая огромные преимущества при погружениях на затонувшие объекты.

Поскольку погружение на затонувшие объекты часто связано с большей глубиной и / или более длительным пребыванием на дне, ныряльщики на затонувшие объекты обычно ныряют с двумя основными баллонами, каждый со своей собственной специальной системой регуляторов. Эти баллоны соединены коллектором, позволяющим дайверу сливать оба баллона с помощью одного регулятора. В то же время коллектор оснащен запорным клапаном, который позволяет перекрыть один бак/регулятор в случае утечки или неисправности.

Системы сайдмаунта также широко используются при погружениях на затонувшие объекты. В системе сайдмаунта воздушная камера устанавливается непосредственно на задней части привязи, а баллоны устанавливаются с каждой стороны дайвера под руками. Эта система не только минимизирует профиль дайвера, но и делает баллоны чрезвычайно доступными для отстегивания и повторного застегивания при перемещении в труднодоступных местах. В сценариях проникновения на большие расстояния это также упрощает захват промежуточных резервуаров и выгрузку пустой тары.

Для продвинутого погружения на затонувшие объекты также требуются продвинутые компьютеры, которые позволяют программировать, контролировать и переключаться между найтроксом и тримиксом (комбинацией кислорода, гелия и азота). В дополнение к режиму Scuba компьютер для дайвинга также предлагает режим Sidemount и режим CCR в случае использования ребризера. Компьютер также должен обеспечивать максимальную рабочую глубину, которая позволит погрузиться на экстремальную глубину. И, конечно же, ни один дайвер не уходит на дно без хотя бы одного резервного компьютера.

Обучение дайвингу на затонувших кораблях

Базовые курсы погружения к затонувшим кораблям обучают таким навыкам, как правильное использование руководств и катушек, а также управление воздухом для преодоления препятствий над головой, при этом подчеркивается важность дублирования оборудования. Большинство курсов сосредоточены на обучении погружениям с ограниченным проникновением к затонувшим кораблям. Выйдите за рамки этого, и вы войдете в мир технического дайвинга.

Курс SSI Advanced Wreck Diving:

Эта программа позволяет ограниченное проникновение в зону дневного света к затонувшим кораблям с надземной обстановкой. Обучение, необходимое для этого типа дайвинга, – это контроль плавучести над головой, новые методы плавания, дополнительная прокладка страховочных тросов и правильное использование фонаря для дайвинга. Программа может быть завершена с использованием одного цилиндра с пони-цилиндром или клапаном H/Y. Обучение в Минске: ссылка.

Дайвинг на затонувших кораблях ждет

Сотни затонувших кораблей разбросаны по песку и каменному дну океанов и озер по всему миру. Вооружившись подходящим снаряжением и надлежащей подготовкой, приземлившись на палубу затонувшего корабля, вы откроете для себя мир дайвинга, который вы никогда не считали возможным. Так что ныряйте – приключения ждут!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *